Риски банковского дела и секьюритизация

15.03.2016

В конце 1989 г. у Chrysler Financial имелось на 10,1 млрд долл, находящихся в обращении коммерческих бумаг; акционерный капитал компании составлял 2,8 млрд долл.; совокупные активы — 30,1 млрд долл.; покрытие капитала 9,3%. В 1990 г. рейтинг коммерческих бумаг компании был понижен с Р-2 до Р-3 и далее до N.P. (непрайм); рейтинг долгосрочных облигаций — с Ваа до Ва. В этих условиях CP Chrysler перестали пользоваться популярностью. Компании не имело смысла платить премии за привлечение средств на рынке СР и представлялось разумным обратиться к иным источникам финансирования. К концу 1990 г. количество находящихся в обращении CP Chrysler составило всего 1,1 млрд долл., т.е. сократилось на 9 млрд долл., или почти на треть балансовой стоимости активов фирмы. Как компания справилась с подобным кризисом ликвидности? Для этого необходима качественная реклама фирмы. С этой целью осуществляют печать и монтаж баннеров, с помощью которых можно привлечь как можно больше новых клиентов.

Прежде всего Chrysler Financial обратилась к существовавшим у компании банковским кредитным линиям. Для сокращения существующего в данный момент дефицита ликвидности компания заняла у банков 1,1 млрд долл. Кроме того, началась агрессивная программа продажи активов и секьюритизации. Выручка от продаж составила в 1990 г. 18,3 млрд долл. Величина совокупных активов снизилась на 18% и составила всего 24,7 млрд долл.; покрытие капитала выросло до 11,3%. Для оплаты приближающегося к погашению долга компании пришлось продолжить применение стратегии продажи активов: в 1991 г. был погашен долг размером 3,6 млрд долл., в 1992 г. — 3 млрд долл. ФРС через свое учетное окно предоставляет ликвидность банкам — членам системы на «уточненные», «сезонные» или «расширенные» кредитные нужды. В период кризиса фондового рынка 1987 г. ФРС выступила еще в одном качестве: она стала «кредитором последней инстанции», эту функцию ей не приходилось выполнять с 1929 г.

Риски управления ликвидностью влияют на цену, количество и репутацию. Риск цены или процентный риск — это неуверенность в цене, по которой активы могут быть проданы, и ставке, по которой пассивы могут быть приобретены. Как мы видим из описания случая Chrysler, компания не была готова платить премию за привлечение средств.