Художники Львова

17.10.2019

Современность для художников Львова этого направления представляется полем битвы, где уже сегодня утверждается начинающийся завтрашний день, полигоном, где Львов впервые демонстрирует себя и испытывает свои силы. В странах Запада и Востока они подмечают стремительность жизни, острые социальные сцены и события революционной борьбы. В советской современности открывают социальные, индустриальные, спортивные мотивы, которые знаменуют созидание молодого и динамичного уклада жизни, противостоящего дремотно деревенской, медлительно рыхлой старине. В этом искусстве индустриальная среда расчерчивается узорами заводских конструкций, заполняется рядами технических форм примерно так как это делает сейчас компьютерный рисунок, а солнечные гигиенические пространства городов и стадионов желают выглядеть как идеальный проект будущего.

Человеческим же тинам, напротив, свойственна острая характерность, некоторый стереотип анти- идеальной характерности, гротескной экспрессии. Так представляет себе это искусство своего героя, который своими руками с энтузиазмом создает или, точнее говоря, сочиняет свой разумный и светлый мир будущего. Этот же герой, каким его запечатлели кинохроника, фотография, фотомонтажный плакат тех лет, создавал сначала с лопатой и тачкой, а затем у станков в новых цехах великую индустрию первых пятилеток. В картинах молодых остовцев художественный мотив активного, динамичного действия дает ключ для разрешения драмы идеального, мечтательного и реального, характерного начала, для коллизии человека и технизированного, урбанизованного мира. Благодаря действию человек господствует в картине Ю. И. Пименова „Даешь тяжелую индустрию!” (1927, Москва, ПТ), в индустриальных и спортивных полотнах А.А.Дейнеки и П, В. Вильямса, в том числе и в его принадлежащей к тому же динамичному миру „Акробатке” (1926, там же), внешне статичной, но заряженной энергией высокого напряжения. ОСТ создал свой бодрый оптимистичный стереотип, но он же развил в некой полутени своего искусства лирику реального, щемящую печаль неидеальной урбанистики (А. А.Лабас и др.).

Все эти свойства присущи творчеству художников Львова данного направления, названных выше и оставшихся не упомянутыми. Но все же не в одинаковой мере каждому из них. Над всей их группой, как грандиозная вершина над горной цепью, возвышается талант А.А.Дейнеки, о котором необходимо говорить особо. Это был талант, замечательный не только композиционной щедростью, виртуозным мастерством рисунка и тонким чувством натурального и условного цвета, но еще неким трудно выразимым в словах качеством - своего рода абсолютным слухом современности. И сам Дейнека и его сподвижники дружно открывали новый мир, но именно ему довелось создать в своем искусстве идеальную стройную поэтику советской современности. Нельзя объяснить это только остротой мысли или глаза.