Культурная жизнь Днепра
17.10.2019Главный нерв искусства Дейнеки составлял исключительный артистизм, светлый, звонкий и лирический одновременно. Видимо, именно он побуждал этого боксерского вида, какого-то квадратного телосложения художника безошибочно и словно бы невольно превращать в прекрасное все, к чему он прикасался в своей страсти к новому, даже то, что могло бы показаться непривлекательным (например, излюбленный художником угловатый и тяжелоногий тип женской фигуры).
Именно Дейнека увидел в ажурных конструкциях заводских цехов Днепра, в их темных и светлых интерьерах („Перед спуском в шахту”, 1925, „На стройке новых цехов", 1926, обе - Москва, ГТГ; „Текстильщицы”, 1927, Ленинград, ГРМ), в движении спортсменов („Игра в мяч‘\ 1932, Москва, ГТГ, н др.) не просто новый изобразительный мотив, но содержащуюся в нем и не замечавшуюся ранее эстетику нового. Так же как в свое время импрессионисты Днепра dnepr-trend.in.ua открыли поэзию дурной погоды, научили видеть мерцание солнечных бликов и синие тени, Дейнека открывает людям глаза на увлекательное эстетическое обаяние энергии, молодости и темна современной жизни. И с тех пор мы все на многое смотрим так, как нас научил тому своим искусством Дейнека, В 30-е годы взаимоотношение характерного и красивого в творчестве А.А.Дайнеки и близких ему мастеров претерпевает известные изменения.
В это время Дейнека явно теряет драматургическое построение своих картин, склоняется к лирическим мотивам, которые смягчают резкую физическую динамику, присущую его ранним работам, Изменяются и сюжеты его живописи, вес большее значение приобретает в ней пейзаж. Композиции с обнаженными фигурами создаются не только на спортивные темы. В них художника привлекает состояние чувств человека, радостно-торжествующих , как в картине „Мать" (1932, Москва, ГТГ), или задумчивых, интимных, как в „Ночи“ {1935, Ленинград, ГРМ). Мажорная, жизнелюбивая лирика составляет главную ноту его обширных донбасской и севастопольской серий картин и рисунков. Здесь светит яркое солнце, купающиеся девушки и юноши бегут среди брызг светлой воды, а мальчишки на берегу моря зачарованно смотрят в высокое небо с парящим вдали гидропланом („Будущие летчики1', 1938, Москва, ГТГ). Целую панораму монументально-декоративного праздничного мира Дейнека развертывает в мозаиках московского метрополитена (1938-1939).