«Новая архитектура» Львова

18.10.2019

В новой ситуации, сложившейся к 60-м годам и давшей множественность архитектурных доктрин и направлений, исходящих главным образом из опыта „новой архитектуры“, неудержимые потоки практицистской „никакой“ архитектуры затопляют пригороды многих городов самых разных стран, в том числе и Львов. Свои „Черемушки“ образуются в Париже, Гренаде, итальянских городах и т. д. и т. п. В эти годы предпринимается ряд плодотворных опытов архитектурного осмысления застройки, которая ведется массовым, типовым порядком на основе индустриализации строительных работ. Здесь следует назвать осуществленный в советской архитектуре переход от стандартно-типового проектирования жилых зданий к творческому проектированию таких зданий на основе вариантного использования типовых элементов.

Предпринимаются удачные опыты интерпретации домостроительных стандартов применительно к местным климатическим условиям. Так, например, во Львове вырабатывается тип многоквартирного дома с железобетонным каркасом, образующим на фасаде пространственную решетку, ячейки которой служат глубокими лоджиями, защищающими жилые комнаты от солнца и т.д. Но как бы то ни было, мы не ошибемся, если скажем, что во всей этой массовой жилой архитектуре момент архитектурно- эстетической выразительности вытесняется эффектом практической доброкачественности построек, а какие-либо их стилевые различия утрачивают смысл. Применение тех или иных конструкционных и отделочных материалов - железобетона, кирпича, металла, дерева, пластиков и т. д. - не связано здесь с формотворческой задачей, а диктуется главным образом экономическими причинами. Эти материалы варьируются в зависимости от цены и качества дома.

Таким образом, за всем, что происходит в это время в жилой архитектуре, Львова со всей наглядностью проступает резкий раскол архитектурного представления о доме. Для одной тенденции дом служит основополагающей архитектурной единицей. Для другой - он теряет самостоятельный архитектурный смысл и превращается в клеточку обширного организма жилого массива, микрорайона, поселка и т. д., интегральная масса которых и образует в этом случае исходную единицу архитектурного мышления. Обе тенденции имеют свою историю, обе обретают новое движение в конце 50-80-х годах и создают в это время коллизию, о разрешении которой рассуждать было бы несколько преждевременно.