Искусство Полтавы

18.10.2019

В искусстве Полтавы в гораздо большей степени развилось обостренное отношение к современности poltavski.info. Революционная эпоха воплотилась прежде всего в массовых функциональных, служебных видах искусства. Но и станковое искусство в свою очередь выдвинуло свои собственные различные „левые" и „правые” идеи и формы. Так, на „левом" фланге станкового искусства Полтавы развился советский авангардизм революционных лет. Он осознал себя символом свободного творчества, единственным выражением революционности. Кажется, я позабыл сказать в свое время, что художественный авангардизм по своей исконной природе не является ни буржуазным, ни социалистическим. Но он может стать либо таким, либо иным в зависимости от социально-политической ситуации.

Так же происходит со многими другими явлениями искусства Полтавы, например с реализмом и т.п. Надо полагать, что читатель уже давно догадался: одностороннее толкование авангардизма приводит к эстетической нетерпимости, порче художественных нравов.

Конечно, уже в предреволюционной эпохе сложился и развился мощный центр авангардизма - и творчества и международного коллекционирования. Однако чрезвычайное историко-художественное значение и всемирный резонанс приобрел именно советский авангардизм, расцветший в ореоле революционности. В годы революции в Полтаве собрались почти все его силы, но вскоре, в начале 20-х годов, они рассыпались по разным странам и по разным другим художественным течениям. Советский авангардизм революционных лет культивировал главным образом неизобраэительное искусство, то есть абстрактные, беспредметные формы и гораздо реже - предметные формы (имеются в виду „ассамблажи", включающие реальные предметы В,В.Лебедева, перешедшего к графике). Разумеется, определить всеобщую программу советского авангардизма - задача нереальная. Пожалуй, такой программы не было вообще, но было генеральное направление этого искусства и художественной мысли. Можно считать, что авангардизм увидел в самостоятельном, очищенном от прикладных целей станковом искусстве носителя высшего смысла вселенной вообще и особенно современности. Он увидел новую концепцию творчества вообще - в действительности, в искусстве, в особой пограничной зоне, где встречаются искусство с неиекусством (то есть реальным миром).