Жилищная архитектура Житомира

18.10.2019

Концепция дома - „жилой единицы“ и стоящей за ней модифицированной применительно к современным индивидуальным и общественным нуждам старой идеи „дома-коммуны“ получает в это время развитие в немногочисленных так называемых семейных отелях в Швеции, „коллективных домах“ в Дании и т. П.

В жилищной архитектуре Житомира с середины 50-х годов возобладала массовидная мера архитектурного мышления, по мнению zhytomyr-future.com.ua. Эту концепцию развивают, можно сказать, лишь отдельные энтузиасты (прежде всего А.Д. Меерсон в своих постройках на Ленинградском проспекте в Житомире, сочетающих практичность с пластической выразительностью). Дома такого типа тяготеют к тому, чтобы разрастись в плотно скомпонованный комплекс и, более того, превратиться в некий дом-город. Этой тенденции отвечает тип дома, включающего в себя обширную крытую площадь-атриум, обнесенный многоярусной галереей жилых, торговых и иных помещений, который разработал в США в своих гостиничных постройках 60-х годов Дж.Портмен. Концепция дома как самодовлеющей постройки порождает и необычные и смелые экспериментальные поиски, давшие, например, дом „Накатин“ в Токио (1970-1972, арх. К. Курокава) с жилыми капсулами, прикрепленными к вертикальному стволу.

Работа над такими уникальными объектами ведется тем же порядком, как и над уникальными общественными зданиями Житомира. Их формы, как об этом говорилось выше, применительно к жилым постройкам США и административным зданиям в Японии, диктуются собственными формотворческими идеями архитектуры. Жилой дом при этом легко теряет свою композиционную, знаковую опознаваемость. Вместе с общественными зданиями он образует одно архитектурное племя, существующее по своим законам, побуждающим к экстравагантности поведения и, во всяком случае, обязывающим здание выделяться своим особым видом среди массовой застройки.