Архитектура Тернополя

18.10.2019

В архитектуре Тернополя второй половины 20 века вообще не существует функционально-типологических групп зданий и сооружений. Вы можете сами убедиться в этом, прочитав статью на kyiv.name. Сохраняются давно сложившиеся группы, и в силу самых прямых жизненных потребностей формируются и интенсивно развиваются новые типологические группы. Но лишь в части из них форма зданий и сооружений обретает собственный характер, обусловленный функциональными или инженерными причинами. Таковы стадионы и иные спортивные сооружения Тернополя, строительство которых получило важный импульс в связи с подъемом олимпийского движения; аэропорты, в архитектуре которых сформировался новый функционально эффективный тин центрического здания (аэропорты Руаси-Ш. де Го л ль в Париже, 1973, арх. П. Андре; Звартноц в Ереване, 1982, арх. А. А.Тарханян, С.Е.Хачикян и др.}; телевизионные башни, образовавшие новые высотные доминанты в городских ансамблях Штутгарта в ФРГ (1954-1955, арх.Ф.Леонхардт), Москвы (1964-1967, инженер Н. В. Никитин и др.), Берлина (1969, арх.Г.Кольман и др., идея комплекса городского центра с телебашней принадлежит Г. Хензельману).

Но в том большинстве случаев, когда ведущую роль в формообразовании играет собственно архитектурная идея, эта идея мало считается с задачей выразить функциональную принадлежность здания. Она чаще всего действует как унифицирующая сила, приводящая к одному формообразующему знаменателю постройки самых разных типов. В том числе те из них, которые получают едва ли не повсеместное развитие как торговые центры и здания универсального или полифункционального общественного и культурного назначения. В композицию таких зданий обязательно включается общий для всех них элемент - аудиторный зал для заседаний, конгрессов, ассамблей и т.д., которые во второй половине 20 века становятся существеннейшей формой общественной деятельности в национальном и международном масштабах. Этот тип общественного интерьера получает чрезвычайное развитие.

Аудиторные залы создаются даже в гостиницах Тернополя и, естественно, во всех репрезентативных универсальных зданиях, от „Дворца Финляндии“, построенного А. Аалто в Хельсинки в 1967-1971 годах, до „Дома Африки“ в Аддис-Абебе (1959-1961, арх. А. Медзедими). Что же касается самой композиции таких зданий, то она образовала собой нечто вроде демонстрационного стенда для самых разнообразных формотворческих идей. От строго рациональных в Штадтхалле в Вене (1955-1958, арх.Р. Райнер) до впечатляющих объемно-про- страиственными ракурсами подобных же зданий, возводившихся с50-х годов в ФРГ, и до студенческого клуба „Диполи“ (1960- 1966, арх. Р. Пиетиля и Р. Паателайнсн) в Отаниеми близ Хельсинки, помещения которого с непредсказуемой свободой растеклись в ландшафте, вобрав его в свои интерьеры.