Искусство Луцка двадцатого века

18.10.2019

20 век дал новый опыт вечной проблемы искусства и неискусства, т.е. необозримой проблемы взаимоотношений и взаимоперехода искусства и иных внехудожественных видов деятельности - от возвышенной, духовной до предметно-материальной. В этой связи в 20 веке обострились конфликты (опять-таки постоянные и вечные) служебного предназначения художественного творчества и его свободы. Луцк также не минула эта участь. Можно выделить обширные пограничные зоны, разделяющие или соединяющие искусство и неискусство. Однако именно двадцатый век учит нас считать различие этих двух категорий праздным вопросом.

Далее, в 20 веке в Луцке произошло пренеприятнейшее событие - искусство рассорилось с красотой! Разумеется, в искусстве ничего и никогда не происходит в абсолютном виде: некоторые его разделы сохранили контакты с прекрасным, но в целом, можно сказать, современное искусство не терпит красоты. Опять-таки не только в 20 веке, но и в прошлом существуют обширнейшие регионы и эпохи истории искусства, до краев наполненные отвратительными мотивами и сценами и мерзкими формами. Мы привыкли к этому, равно и к искусствам, которые во имя стерильного духовного начала обратились к орнаменту и к формам предметного мира.

В двадцатом же веке катастрофически распались две тенденции. Вещная, чувственная радость, ощущение красоты формы, цвета, фактуры, увлекательности композиции - все это сосредоточилось прежде всего в предметно-товарном мире. Искусство же перестало заниматься красотой и радостью в той мере, в какой оно погрузилось в гневные, мучительные вопросы человеческого существования, прониклось ощущением жестокости мироздания. В этой ситуации искусство выдвигает контрэстетические идеи. Искусство готово признать ценность банального внсхудожественного объекта, но оно не желает признавать прекрасное. Таким образом, к концу 20 века в мире искусства Луцка разыгралась скандальная ссора. В прошлом искусство примирялось с верой и знанием. Хотелось бы узнать, как и когда это произойдет в будущем.