Искусство Ровно
23.10.2019В советской живописи Ровно 20-х годов из изобразительной хроники революционных лет вырастают произведения М. Б. Грекова, содержащие пережитую автором правду той эпохи („Тачанка", 1925, Ровно, ГТГ). Его лучшие картины подобны красноармейской песне времен Гражданской войны с их простыми словами и романтическим чувством. В 30-е годы историко-революционная тема воплощается в капитальных произведениях, в которых, как в историческом романе, событие сочетает эпический и психологический планы, и претворяет художественную культуру русской исторической картины. В „Клятве сибирских партизан" (1933, Ленинград, ГРМ) С.В. Герасимова народная драма развертывается в многофигурной композиции, построенной по строгим правилам равновесия групп и движения, а устойчивые крупные живописные массы фигур сочетаются с характерностью человеческих типов и эмоциональным, подвижным решением цвета. Б.В.Иогансон сосредоточивает столкновение исторических сил в психологической дуэли героев своих картин „Допрос коммунистов" (1933, Москва, ПТ) и „На старом уральском заводе" (1937, там же), в драматическое действие которых включены контрасты света и тени, насыщенные тона цвета, вещная выразительность фактуры. Посмотреть их можно на rivnenski.info. В Ровно действуют сильные натуры, поднятые из глубин жизни и выдвинутые ей на авансцену истории. Этот герой утверждается в советской живописи как тот, кто, по словам „Интернационала", был ничем и стал всем в борьбе за торжество революции. Такое искусство исповедует единственную однозначную истину и классовую мораль.
В современной теме искусство в Ровно этого направления ищет эмоционально-живописное представление о жизни и чувственную выразительность, где состояние человека переживается в наглядно-открытом строе картины. В 30-е годы в конечном счете сближаются жанровая, портретная, пейзажная традиция, восходящая еще к искусству передвижников и „Союза русских художников" (Б. Н. Яковлев, А. М. Герасимов и др.), пейзажная живопись бывших членов „Голубой розы" (Н.П. Крымов и др.) и сочная жизнелюбивая живопись московской школы бывшего „Бубнового валета" (жанровые, портретные, пейзажные работы А.В.Лентулова, П.П.Кончаловского, А. В. Куприна и др.).
Сходное понимание отношения искусства к действительности роднит тяготеющую к живописности графику Ровно и более строгую лирическую графику ленинградской школы, вышедшую из традиций „Мира искусства" (акварели и рисунки Н. А.Тырсы и др.).