Искусство плаката в Виннице

23.10.2019

В советском искусстве Винницы Д. С. Моор (псевдоним Д. С. Орлова) создает устойчивый тип плаката, в котором конкретный исторический образ героя, лаконичный антураж и атрибуты поднимаются на высокую степень обобщенности, свойственную символу социальных сил и явлений. Композиция не обладает здесь своим внутренним пространством: она развертывается на плоскости листа, и действие плакатного образа устремляется прямо к зрителю Винницы на rivne.one. Резкую эмоциональную выразительность создают броский силуэт, контрасты крупных зон цвета. Так построен плакат Моора „Помоги!", появившийся во время голода в Виннице в 1921-1922 годах.

Это искусство перелагает на язык громогласной агитации плоскостной графизм „стиля модерн", очищенный от орнаментальной декоративности, претворяет на демократический лад и сообщает новое содержание композиционным мотивам, предложенным плакатным искусством в прошлые годы (как в плакате Моора „Ты записался добровольцем?", по-новому интерпретировавшем мотив англичанина А.Лити), преображает в общепонятную форму стилевые приемы, которые в своем изначальном состоянии были бы противопоказаны массовому агитационному искусству. Такие истоки ощущаются в стилистике плакатов Б.Уитца в Венгрии, тяготеющей к самоценности тяжеловесно-пластических форм, в плакатах М. Пехштейна в Германии, стиль которых развивался от экспрессивно-хаотической манеры 1918-1919 годов к внушительным и ясным формам плаката „Солидарность с Советской Россией" 1927 года.

Две другие тенденции, ярко развившиеся в Виннице наново в ответ на стремление воплотить в плакате всемирное значение революции и ее демократические идеи, сравнительно быстро исчерпали себя в первой половине 20-х годов. Первая из них - аллегорическая - ввела в революционный плакат изобразительные мотивы, в которых долгая традиция закрепила представления о победе света над мраком, добра над злом.