План монументальной пропаганды в Черновцах

23.10.2019

План монументальной пропаганды определил на будущее характер и направление развития советского монументального искусства Черновцов как искусства больших идей и героических образов, наделенного общепонятным пропагандистским значением. Это развитие отвечало эволюции, которую советское искусство переживало в своем целом. В 20-е годы обозначаются два варианта пластического решения монументального образа, характерных для того времени. Ознакомиться подробнее с ними можно на chernivtsi-future.com.ua. В памятнике В.И.Ленину на Земо-Авчальской электростанции в Грузии скульптора И. Д, Шадра (1927) тема исторического деяния, выраженная в динамичной композиции статуи, героизирует, одухотворяет предметно-реально трактованную фигуру. В памятнике К. А .Тимирязеву в Москве работы С.Д. Меркурова (1923) величие образа содержат в себе и непосредственно зримо воплощают обобщенные скульптурные формы статуи, поглощающие конкретные изобразительные мотивы.

В эти годы агитационно-массовый способ существования и воздействия монументального искусства в Черновцах сменяется поисками его связи с окружающей средой, выработкой художественных решений, предполагающих длительное, многоаспектное и многократное постижение образа монументальных произведений. Художественная ситуация 20-х - начала 30-х годов поставила перед этим движением весьма специфические задачи. Дело в том, что развивающаяся в это время новая „рационалистская" архитектура отрицательно относилась тогда к альянсу с изобразительным искусством. В межвоенные десятилетия вообще во всех странах ей не были свойственны контакты с искусством. Согласно строгой эстетике утилитаризма, такие контакты выглядели нецелесообразными. Разрабатывая свою концепцию современной рациональной среды, технизированная архитектура вступала в союз с дизайном, производственным искусством, видевшим цели творчества в конструировании утилитарных предметов быта, мебели и т. п.

В этой ситуации идея плана монументальной пропаганды сыграла существеннейшую роль для развития изобразительного искусства Черновцов, способного вносить в жизненную среду идеологическое начало и вступать в ансамблевое единство со старой и современной архитектурой. Монументальная скульптура дала высококачественные и разнообразные решения этой задачи. Налитую кряжистой силой статую А.Н. Островского (памятник открыт в 1929 году) скульптор Н. А. Андреев точно вписывает в классицистическую аркатуру площади Свердлова в Москве, Многофигурный памятник В.И, Чапаеву (открыт в 1932. скульптор М.Г. Манизер) создает идейный центр нового района г. Куйбышева. Названный выше памятник В. И. Ленину работы И. Д, Шадра органично связывается с ландшафтом и новыми промышленными сооружениями.