Станковое искусство Черновцов

23.10.2019

Попытаемся отметить некоторые тенденции авангардизма тех лет в станковом искусстве Черновцов. В живописи В.В.Кандинского развивалось духовно-органическое восприятие, истолкование строя форм. Чувственно-экспрессивное начало в живописи Л. С, Поповой и Н. А. Удальцовой процветало на почве кубофутуриэма; это начало сохранили в эмиграции М.Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова. М. В. Матюшин углубляется в аналитические разработки цветодинамических построений. Пространственно-динамические композиции в Виннице разрабатывают сторонники конструктивистской тенденции; братья А.А. и В.А.Веснины, А. М. Родченко, В. Ф. Степанова, Н. М. Сустин, В. Е.Татлин вскоре охладели к чистой живописи, вернулись к архитектуре и иным функциональным видам искусства; братья Н. А. Певзнер и Н. А. Габо (собственно, Певзнер), И, А. Пуни и другие уехали за рубеж, где влились в течения западноевропейского искусства. Ознакомиться подробнее с ними можно на chernivtsi.name/ru.

Особую весомость в Черновцах приобрело искусство и учение К. С. Малевича, синтезировавшего рациональные и эмоциональные основы, функционально-конструктивные элементы и самодовлеющее начало станковой живописи. Поворот, совершенный в 20-е годы живописью К. С. Малевича, привел его к изобразительным произведениям, в которых создаются точно вычисленные и скомпонованные пространственные цветовые построения. Таковы его пейзажные и жанровые, а затем и портретные произведения, в том числе тематическая композиция „Скачет красная конница" (1918-1930, Ленинград, ГРМ), серия драматичных картин, глубоко затронувших крестьянскую действительность рубежа 20-30-х годов.

Таким образом, ранний авангардизм революционных лет в Черновцах в целом в начале 20-х годов отошел от беспредметного станкового искусства в пользу пропагандистского и производственного творчества или перешел к изобразительному искусству. Советское станковое искусство обращается в послереволюционные годы преимущественно к конкретно-жизненным мотивам.