Живопись Черновцов

23.10.2019

Для живописи Черновцов самым главным стала значительность реального факта и достоверность его изобразительной фиксации. Современные события воплощаются с помощью сюжетно-описательной живописи и приемов эмоционального так называемого „живописного реализма". Это наиболее массовая и притом вполне традиционная стилистика, но в 20-е годы выдвигаются новые опыты. В одном случае они порождают едва ли не самое раннее в 20 веке явление идейно-тематического „фотореализма".

Живопись Черновцов не имитирует фотокадр, а, напротив, стремится развернуть фотографический материал в официальный портрет или многолюдную картину на революционные темы, которую следует воспринимать так, как воспринимается произведение живописи (И. И. Бродский). Иногда живописцы 20-х годов, свободно компонуя жанровые сцены, трактуют человека и среду с такой сосредоточенной предметностью, что зримые формы мира становятся тяжелыми и жесткими, как в немецкой неопредметной живописи, а бытовое событие приобретает неожиданную напряженность. В других случаях новый герой и события в его жизни воспринимаются в духе наивной непосредственности, а художник, желая, так сказать, демократизировать образный и собственно живописный строй своего произведения, не мудрствуя лукаво рисует кистью, не углубляясь в пространственные, колористические и пластические сложности.

Речь идет не об утонченном изощренном художественном примитиве, как в некоторых работах М. 3. Шагала, сохранивших во Франции причудливость витебской провинциальности, и не о стилизованных гротесках живописцев общества НОЖ. Эта живопись проникнута сугубым простодушием и отмечена упрощенностью манеры. В Черновцах так работают Е.М. Чепцов и другие, во Франции О.Эрбон в своих жанровых сценах. Во всех этих случаях в советской живописи проявлялось стремление уловить новые события жизни - будь то партийное собрание крестьян, занятия красноармейцев рисунком и т. д. и поведать о них трогательно убогим языком живописи, расколдованной от се таинств и раскрытой для восприятия простыми человеческими чувствами.