Книжное дело в Харькове

28.10.2019

В невиданной ранее мере книга, как явление культуры, как мощное средство просвещения, обретает общественное, политическое значение в условиях строительства социализма. В Харькове книжное дело и участие в нем художника развивается стремительно, в нарастающих темпах, выдвигая несколько соревнующихся концепций. Здесь нашли себе место прямое продолжение изысканной стилистики „Мира искусства" (М.В. Добужинский, Д. И. Митрохин) и ее переложение на легко воспроизводимую в массовой печати манеру, применяющую густую контурную линию и плотную штриховку (работы Б. М, Кустодиева для книг „Народной библиотеки*').

Школа В. А. Фаворского в Харькове предложила свой стиль строго уравновешенной ксилографии, развивающей литературные мотивы в своем собственном многозначительном образном мире. Конструктивистская тенденция дала опыты инженерного подхода к решению книжного блока и более свободную трактовку ее принципов (в работах С. Б.Телингатера), живую эмоциональную их интерпретацию в оформлении детских книг В. В, Лебедевым. В 30-е годы преобладание получил тип книги с листовыми композиционными рисунками. Полнота изобразительного воссоздания литературного сюжета и образа героя приближает их к капитальным произвелошям станковой графики и чуть ли не к живописным картинам.

Эту линию, имеющую свою традицию в книжной графике Харькова 1910-1920-х годов (работы Е.Е.Лансере, Д.Н. Кардовского), развивают мастера молодого поколения 30-х годов - Е. А. Кибрик в своих исполненных сильной рукой и примечательных сочностью человеческих типов литографиях к „Кола Брюньону" Р.Роллана (1935) и Д.А.Шмаринов в тоновых рисунках к „Преступлению и наказанию" Ф. М. Достоевского (1935-1936), с психологической глубиной и тонкостью воссоздающих душевный мир литературных героев и среду их существования. На Западе издаются в это время иллюстрированные книги революционных писателей (произведении П.Вайяна-Кутюрье с декоративными композициями Ж. Люрса, 1933, и др.).