Задачи современной скульптуры в Днепре
31.10.2019Соревнование с вездесущим фотографическим опосредованием «спектакля» стало одной из задач современной скульптуры в Днепре. Поэтому перечисленные художники используют в своих скульптурных конструкциях фотографические изображения. Некоторые включают фотографию напрямую, особенно активно — Хиршхорн в своих монументальных пространственных коллажах: его изобильные и хаотичные аккумуляции образов выглядят как исторически необходимое отрицание былых утопических надежд, воплощенных в крупномасштабных фотофресках и эксподизайне советских, французских и испанских художников двадцатых — тридцатых годов.
Другие художники Днепра создают обильную фотографическую документацию, используя ее наряду со своей предметной продукцией и даже в качестве ее эквивалента (как в работах Генцкен, Харрисон, Миллера и Ороско). Эти сочетания скульптурной формы и фотографии не только указывают на различные формы репрезентации, определяющие положение субъекта в публичной сфере, но и бросают вызов идее, согласно которой материальные конструкции сами по себе могут сегодня генерировать условия одновременного коллективного восприятия, традиционно составлявшего одну из основных целей скульптурной формы и одно из требований, предъявляемых к порождаемому ею опыту.
Постсюрреалистические ассамбляжи — в частности, ящики Джозефа Корнелла и ассамбляжи Роберта Раушенберга и Брюса Коннера — уже узаконили использование фотографий в скульптуре как альтернативу теории пластической скульптурной формы. Но если эти художники включали в свои работы фотографии прежде всего как мнемонические орудия, фотография как медиальное состояние категорически исключалась из практики послевоенной скульптуры вплоть до появления работ Брюса Наумана и концептуалистов. Так что неудивительно, что парадигмы коллажа, монтажа и ассамбляжа, а также пространственная экспансия и количественное разрастание этих парадигм в поп-арте и «новом реализме» стали ключевыми референциями для нового поколения художников. Комбинаторные перестановки пространственных и дискурсивных структур, найденных объектов и множества совершенно случайных на первый взгляд фотографических изображений подчеркивают, что формирование социальных идентичностей и пространств образования самости в прошлом и настоящем в равной, а то и в большей степени определяется дизайном и медиа, чем скульптурой в ее традиционном понимании как пространственной и пластической формы.