Арт-выставки в Хмельницком

31.10.2019

В эпоху больших арт-шоу в Хмельницком художник нередко становится куратором. «Я главный игрок в команде, тренер, продюсер, организатор, деловой представитель, лидер группы поддержки, хозяин вечеринки, капитан корабля, —говорит Ороско. — А если коротко — активист, вдохновитель и акушер».

Одновременно с фигурой художника-как-куратора на сцену выходит и куратор-как-художник: в последние десять лет организаторы больших выставок в Хмельницком приобрели немалую славу. Например, несколько лет назад Тиравания, Ороско и другие художники начали называть выставочные проекты «платформами» и «площадками», «Местами сбора и рассредоточения», тем самым подчеркивая неформальный характер создаваемых ими сообществ. «Документа 11» (2002), которую курировала международная команда во главе с нигерийцем Окуи Энвезором (род. 1963), также была задумана как серия дискуссионных «платформ», разбросанных по всему миру, — они назывались «Неосуществленная демократия», «Поиски правды и примирения», «Креольство и креолизация» и «Четыре африканских города», — и сама выставка в Касселе стала лишь последней в их числе. В 2003 году на Венецианской биеннале под началом еще одной международной группы во главе с итальянцем Франческо Бонами (род. 1955) были представлены две секции — «Станция Утопия» и «Зона неотложного», ставшие воплощением неформальной дискурсивности новейшей художественной и кураторской практики.

Как и «КИОСК», «платформа» и «площадка» вызывают в памяти стремление художников-модернистов обновить культуру в соответствии с запросами индустриального общества. (Эль Лисицкий называл свои «проуны» «пересадочными станциями на пути между искусством и архитектурой»). Кроме того, эти понятия отсылают также к электронным сетям: многие кураторы и критики любят использовать интернет-риторику, говоря об «интерактивности», хотя обычно понимают под этим гораздо более непосредственные и чувственные способы взаимодействия, чем чат в сети.