Суперутилитарная среда

07.01.2016
У новых произведений и функция иная: напоминать людям о духовной, эмоциональной красоте, о рукомесле, о человеческом творчестве, о материалах, сопутствовавших его многовековой истории. Часть таких предметов может сохранить какие-то бытовые качества, но смысл их в другом - в декоративности. Они служат для красоты, для создания духовного человеческого акцента в интерьере, сработанном машиной и обставленном стандартными вещами.
Можно, по-видимому, указать и еще на одну причину, способствовавшую проявлению чисто декоративных предметов. Она видится нам в том существенном изменении, которое претерпело за последние десятилетия станковое искусство. Несмотря на возникновение в России с XVIII века частных собраний и музеев, а с XIX века и периодических выставок, станковое искусство довольно прочно удерживалось в жилых интерьерах. Для горожанина-интеллигента второй половины XIX-начала XX века иметь у себя в столовой, гостиной, кабинете картину было даже не признаком хорошего тона, а просто повседневностью, столь же привычной, как скатерть на столе или экран у камина.
Но начиная с 1920-х годов станковых картин и скульптур становится все меньше в жилых помещениях. Им почти нет места в интерьере массовой малогабаритной квартиры наших дней.
Хорошо оборудованная и обставленная квартира становится сейчас массовым явлением, в то время как изобразительное искусство остается уникальным - а оно сейчас просто не в состоянии обеспечить произведениями колоссальное количество современных жилых интерьеров, поэтому и ищут ему какую-либо замену в виде репродукций, тиражируемых эстампов, произведений малой пластики и т. п. Что же касается станковой живописи и скульптуры, то они сегодня преимущественно ориентируются на выставочные экспозиции, музеи и в ряде случаев - на общественный интерьер. Это повлекло за собой изменение сюжетной направленности, изменение соотношения жанров в изобразительном искусстве.












07.01.2016 Восстановление и расцвет промыслов

07.01.2016 Выявление декоративных функций

07.01.2016 Симпатии Луначарского к кустарному крестьянскому искусству

07.01.2016 ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА

07.01.2016 Передовые русские инженеры

07.01.2016 Процесс дифференциации искусства

07.01.2016 Копировки исконных образцов

07.01.2016 Традиционная стилистика

07.01.2016 Отрасль современного народного творчества

07.01.2016 Футуристические загибы