Восстановление и расцвет промыслов
07.01.2016Луначарский считал, «что начать эту борьбу надо кустарными средствами, продолжить ее и идти к победе можно будет уже во всеоружии технических средств».
Защищать народное искусство в тогдашних условиях было делом нелегким. Как мы уже знаем, многие предполагали, что «производственное искусство» должно вытеснить кустарное производство путем прямой ликвидации народного искусства. Но на самом деле такой альтернативы не существовало. Художественное ремесло сохраняло свое значение и тогда, сохраняет оно его и в век автоматики: и как технологическая база, и как школа мастерства, и как животворный источник художественного творчества.
Некоторые теоретики игнорировали все эти возможности народного искусства. Так, Б. Арватов в своей работе «Искусство и производство», напечатанной в 1922 году, писал: «Прежде всего надо самым решительным образом подчеркнуть, что никакого «народного» творчества нет и не было. Пора сбросить эту эсеровскую утопию в искусстве и понять, что то искусство, которое зовется «народным», есть не что иное, как искусство патриархальной, не расслоенной еще капиталом, технически отсталой, частнособственнической, мелкобуржуазной деревни...» «Смешно рассчитывать на экономический эффект такой эстетики. Неужели еще не достаточно ясно, - продолжает он, - что за границей ходят смотреть на наше «народное» искусство так же, как ходят смотреть на зверинец... В России же все это может питать только националистические, враждебные пролетарскому искусству тенденции. Пролеткульты должны точно и определенно противопоставить кустарной идеологии реакционных эстетов свою идеологию коллективных, индустриальных производителей».
Здесь вкратце заключена почти полная аргументация противников народного искусства, которая и поныне имеет своих последователей. «Попало», конечно, и Луначарскому, который сочувственно откликнулся на доклад архитектора И. В. Жолтовского.
07.01.2016 Изделия художественной промышленности 07.01.2016 Отрасль современного народного творчества 07.01.2016 Художественный вкус 07.01.2016 Множественность стилевых тенденций 07.01.2016 ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА 07.01.2016 Уход от целесообразной основы 07.01.2016 Керамическая посуда для вина 07.01.2016 Зависимость формы предмета от материала 07.01.2016 Декоративные вещи 07.01.2016 Процесс дифференциации искусства