Несколько слов устранят возможное серьезное недоразумение

16.02.2016

Бесспорно, очень многие из классных занятий, пока они еще не сделались привычными и не выполняются автоматически, имеют отталкивающий характер и не могут быть выполняемы без того, чтобы внимание время от времени не устремлялось на них лишь с помощью усилия воли. Это неизбежно, несмотря ни на какие старания учителя. Это вытекает из неустранимых свойств как изучаемых предметов, так и изучающего ума. Отталкивающие процессы заучивания наизусть, нахождения в математике тожественных величин и т.д. должны вначале получать интерес от чисто внешних источников, главным образом от тех личных выгод, с которыми связывается успешность занятий: добиться высшего места в классе, избежать наказания, сознавать, что не сдался перед трудностью, — вот некоторые из таких побудительных причин. Без заимствованного интереса этого рода ребенок совсем не мог бы внимательно относиться ко многим предметам. Но если при этом предмет и становится достаточно интересным для того, чтобы привлечь к себе внимание, то это еще не значит, что заниматься им можно без усилия. Усилие здесь всегда необходимо, так как заимствованный интерес большей частью не вызывает такого внимания, которое давалось бы легко, хотя бы мы даже могли назвать его самопроизвольным. Интерес, который учитель при величайшем искусстве способен сообщить предмету, постепенно оказывается достаточным лишь для того, чтобы вызвать усилие. Поэтому учителю никогда не надо стараться придумывать такие случаи, когда от учеников требовалось бы усилие. Пусть он только пользуется всеми источниками интереса, какими может, затрагивая связь между данным предметом и натурой ученика; при этом безразлично, воспользуется ли он теоретической любознательностью ученика, его личным интересом или склонностью к борьбе. При изучении предмета ребенку представится, благодаря общим законам духовной жизни, достаточно случаев для приложения усилия. Действительно, нет лучшей школы усилия, чем настойчивые попытки относиться с вниманием к такому объекту мысли, который труден или непривлекателен сам по себе, но который благодаря ассоциации получил интерес для нас как средство достижения какой-либо отдаленной идеальной цели. В дальнейшем эти навыки безусловно пригодятся. Так, поступить в институт экономики и культуры отзывы можно будет без проблем.

Поэтому и учению Гербарта об интересе не следует делать принципиального упрека в том, что оно вносит мягкость в педагогику. Если это учение и приводит к таким результатам, то потому только, что оно неразумно применяется. Не приказывайте своим ученикам громовым голосом быть внимательными ради одной лишь дисциплины. Но не просите также у них слишком часто внимания как милости, не требуйте его по праву и не пользуйтесь как обычным средством для возбуждения его проповедями о важности предмета. Правда, иногда надо прибегать к этим средствам; но чем чаще вам приходится это делать, тем меньше учительского дарования вы обнаруживаете. Извлекайте интерес изнутри, сами относясь тепло к предмету и следуя тем законам, которые я здесь вам изложил.











07.01.2016 Народное искусство

07.01.2016 Суперутилитарная среда

07.01.2016 Выявление декоративных функций

07.01.2016 О ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ИСКУССТВА ПРЕДМЕТНОГО МИРА

07.01.2016 Отрасль современного народного творчества

07.01.2016 Богатство индивидуальности человека

07.01.2016 Вопросы охраны окружающей среды

07.01.2016 Декоративный раздел московской выставки 1970 года

07.01.2016 Постепенная дифференциация

07.01.2016 Красота в промышленном дизайне